Психология в маркетинге: триггеры
Существует парадокс отечественного маркетинга: создатели бизнеса харизматичны, их биографии интересны, их действия решительны, но их рекламные предложения – это тоска и однообразие! Они бросаются с ними на каждого потенциального клиента, словно нищий с картонкой, и кричат примерно одно и то же: «купите-помогите», «скидка», «начало сезона»!
Мало того, что сами так делают, так еще и учат тому же свои отделы продаж, печатают эту банальщину на визитках, отправляют спамовые письма, как из рога изобилия. Такая стратегия хорошо работала на заре капитализма РФ, когда любой рынок был в новинку. Теперь же людей мало просто информировать о наличии товара. Их надо хорошенько встряхнуть, спровоцировать, удивить. Увы, но скромность в условиях жесткой конкуренции не работает! Нереально вспомнить серого человека из длинной очереди, который был там тих, бледен и похож на всех сразу. А теперь представьте, насколько эта очередь ничтожна в сравнении с количеством товарных предложений, совокупно увиденных за день. Дабы предложение хоть как-то работало, к нему надо прикрутить триггер. Триггером условно называется смысловой крючок, рассчитанный на определенную рыбу аудиторию.
Страх
Первый вернейший триггер – это страх. На пугачах разного калибра основано очень много современной рекламы. Страх это то, что актуально здесь и сейчас. Мол, «Пришла беда – закрывай ворота!» Вас кошмарила фирма «Оградов и Сыновья». Естественно, ваш продукт должен стопроцентно убивать страх, хотя бы на время. Гиперболизировать его можно лишь в разумных пределах, потому что слишком уж сильно напугать взрослых людей болезнетворными микробами не получится, но небольшой «укол смыслами» сделать можно. А вот реклама профилактики ВИЧ – это уже отдельный хоррор-жанр!
Чувство долга
Этот триггер отлично работает на порядочных людей. Игры в заботу – всегда актуальны в маркетинге, даже на самом примитивном уровне. Наверное, каждому из нас был прощенный долг в магазине на половину железного рубля. И ведь многие заносили денежку потом, помня, что с пустыми руками из магазина уходить негоже. Подарили вашему ребенку шарик – купили лояльность, дали бесплатную консультацию – купили лояльность, угостили пробником ветчины – та же схема!
Интрига
Увлеченные люди готовы давать про свой бизнес тонны информации. Всё кажется нужным и важным, поэтому многие коммерческие предложения догоняют по объемам хорошую курсовую. Даже продающий текст может иметь лишний вес, поэтому, не жалея, сгоняйте с него воду. Вымарывайте, выскрёбывайте, вычеркивайте лишнее. Давите из себя зануду по капле, оставляя только самое интересное и живое. Посмотрите-ка на рекламу анальгетика «Тайленол» и попробуйте усомниться в её гениальности!
Зависть
Человек – социальное животное, постоянно смотрящее в пасть соседям по клетке. Ещё Бернард Шоу говорил: «Секрет успеха состоит в том, чтобы обидеть как можно большее число людей». Статус, связи, власть, молодость, красота и деньги – вот то, за чем все человеческие особи бегут испокон веков, и любому рекламодателю важно показать, что именно ЕГО ТОВАР приведёт к успеху. Жизнь несправедлива: выгода одного видна лишь на фоне неудачи другого, поэтому излюбленный рекламный приём – это сравнение лузера с USERом товара. Это далеко не все триггеры. Мы обязательно продолжим тему.
0